Кратко об историко-культурной экспертизе земельных участков

Законодательство Российской Федерации, следуя мировым соглашениям в сфере охраны историко-культурного наследия, устанавливает приоритет обеспечения сохранности объектов культурного (в том числе археологического) наследия, как уже выявленных, так и еще не обнаруженных – тех, которые могут быть разрушены или повреждены при хозяйственной деятельности. Одним из действенных инструментов обеспечения сохранности объектов культурного наследия является государственная историко-культурная экспертиза, проводящаяся в том числе с целями определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия на земельных участках, подлежащих воздействию земляных и иных работ, и определения соответствия проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.

Государственная историко-культурная экспертиза регламентируется положениями (прежде всего глав V и VI) Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»[1] и «Положением о государственной историко-культурной экспертизе», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 569[2]. Схема взаимодействия заинтересованных сторон может быть представлена в виде наглядной блок-схемы[3].

Территория Вологодской области в археологическом отношении исследована в незначительной степени и крайне фрагментарно, но к настоящему времени на ее территории уже выявлено несколько тысяч объектов археологического наследия. Существенно отметить, что местоположение большей части выявленных объектов археологического наследия может быть указано лишь с недостаточной точностью.[4] Поэтому наиболее распространен случай, когда орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на конкретном интересующем застройщика земельном участке, подлежащем воздействию земляных, строительных и иных работ, объектов культурного (археологического) наследия (включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия); в связи с этим в соответствии со ст. 29 и 30 №73-ФЗ возникает необходимость проведения историко-культурной экспертизы указанного земельного участка. Эти работы состоят из двух последовательно проводимых этапов: полевых археологических исследований (разведок), в результате которых определяется наличие или отсутствие на участке объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (этап 1), и собственно историко-культурной экспертизы (этап 2).

Согласно п. 2 ст. 31, оплачивает проведение экспертизы заказчик работ, подлежащих историко-культурной экспертизе. Согласно п. 9 ст. 36 №73-ФЗ, спасательные археологические полевые работы на объекте археологического наследия, а также иные работы по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, проводятся за счет средств заказчика, технического заказчика (застройщика) строительства.

Стоимость и сроки мероприятий могут быть рассмотрены на примере экспертизы земельных участков в г. Вологде.

 

1 этап. Археологические исследования

Полевые работы может вести археолог, получивший в Министерстве культуры России именное разовое разрешение на ведение полевых археологических исследований одного из видов (разведки, наблюдения, раскопки) на конкретном объекте (или нескольких объектах) в конкретный период – т. н. открытый лист. Открытый лист может быть выдан на несколько конкретных объектов одновременно; он имеет указанный на нем срок действия, в течение которого должны быть выполнены полевые исследования. Заказ открытого листа осуществляется археологом как физическим лицом или в качестве сотрудника предприятия; эта процедура занимает 30 календарных дней[5]. В составе комплекта документов для заказа открытого листа должна присутствовать копия договора или оферты, подписанной заказчиком и исполнителем работ, с определением объекта (объектов) и срока работ. Важно указать, что в выдаче открытого листа археологу может быть отказано, например, вследствие несоответствия квалификации специалиста компетенциям, необходимым для ведения запрашиваемых исследований, или наличия у археолога задолженности по предоставлению научных отчетов по ранее выданным открытым листам. Методика полевых археологических работ регламентируется «Положением о порядке проведения археологических полевых работ и составления научной отчетной документации»[6].

Методика, объём и сроки полевых археологических исследований определяются археологом в соответствии с указанной нормативно-правовой и методической документацией, исходя из правового статуса и особенностей участка. Рассмотрим ниже несколько альтернативных вариантов. Статус участка должен быть указан в письме регионального органа охраны объектов культурного наследия (в Вологодской обл. – Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области[7]), которое предоставляется по запросу заказчика строительства или проектной организации по одной из типовых форм[8].

Состав и в соответствии с ним стоимость археологических исследований определяются на основании утвержденного Министерством культуры РФ документа – Сборник цен на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры. М., 1991 (СЦНПР-91)[9]. Письмом Министерства культуры РФ от 13.10.1998 № 01-211/16-14 установлен коэффициент 14,6 к ценам СЦНПР-91[10]. Письмом Министерства культуры РФ от 20.12.2011 № 107-01-39/10-КЧ установлен дополнительный коэффициент 4,0 к указанным выше расценкам[11]. Существенно отметить, что указанные ценовые показатели и нормативы введены для расчета начальной (максимальной) цены контракта на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, а окончательная цена работ может быть определена по результатам конкурсных процедур или договорным путем.

1а) Земельный участок расположен за пределами объекта культурного (археологического) наследия (состоящего в реестре, выявленного или обладающего признаками). Объём работ определяется исходя из размеров земельного участка: из расчёта не менее 1 шурфа на 1 км протяженности линейного объекта, или не менее 1 шурфа на 1 га площади площадного объекта[12]. Необходимое количество шурфов определяет археолог, руководствуясь особенностями местности. Стоимость полевых археологических исследований можно приблизительно оценить исходя из прилагаемых сметных расчётов (данные о приведенной в них стоимости работ сведены в таблицу). Расчеты различаются количеством шурфов и ведением работ в благоприятный или неблагоприятный период (для Вологодской обл. – с 10 октября по 10 мая). Необходимо обратить внимание, что приложенными расчётами принята типичная для региона минимальная (до 1,4 м) мощность культурного слоя; при его большей глубине и/или с учетом других параметров стоимость полевого этапа археологических исследований может возрастать. Так, в случае расположения обследуемого земельного участка за пределами г. Вологды, стоимость проведения исследований несколько возрастает в связи с необходимостью выплаты командировочных расходов, проезда и проживания.

 

Таблица. Начальная (максимальная) стоимость работ (руб.) по археологическому обследованию земельных участков

количество шурфов с 10.05 по 10.10 с 10.10 по 10.05
1 65 812,13 71 624,56
2 94 031,01 105 655,88
3 121 907,66 139 344,97
4 151 247,82 174 497,56
10 315 370,51 373 494,86

 

1б) Земельный участок располагается в пределах объекта культурного наследия. Объектов культурного наследия (памятников археологии) на территории г. Вологды четыре:

– «Городище XII–XV вв. – место основания г. Вологды» (Об утверждении границ объекта культурного наследия федерального значения «Городище XII–XV вв. – место основания г. Вологды». Приказ Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области №248 от 16.08.2012);

– «Культурный слой г. Вологды в границах крепости XVI века» (Постановление Правительства Вологодской области от 28 декабря 2009 г. № 2087 «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Вологды, градостроительных регламентов и режимов использования земель в пределах указанных границ»);

– «Культурный слой Заречной части г. Вологды ХV–ХVII веков» (О включении в Перечень выявленных объектов культурного наследия выявленный объект археологического наследия «Культурный слой Заречной части города Вологды XV–XVII веков». Приказ Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области № 385-О от 23.11.2016 г.);[13]

– «Культурный слой Нижнего посада города Вологды XVI – первой четверти XVIII веков» (О включении в Перечень выявленных объектов культурного наследия выявленный объект археологического наследия «Культурный слой Нижнего посада города Вологды XVI – первой четверти XVIII веков». Приказ Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области № 359-О от 17.11.2017 г.)[14].

На территории объектов культурного наследия методика полевых археологических исследований и порядок их проведения иные. Методика может варьироваться: необходимо либо ведение археологических наблюдений в ходе строительных работ (в том случае, если археологическими методами ранее установлен поврежденный характер культурного слоя на земельном участке – например, когда речь идет о перекладке существующих коммуникаций), либо ведение значительно более дорогостоящих и продолжительных археологических раскопок на всей застраиваемой площади. Как правило, целесообразно сочетание этих методик: вначале выполняется закладка разведочных шурфов, а по результатам их вскрытия устанавливается необходимость ведения на остальной части земельного участка либо раскопок, либо наблюдения. Методику полевых археологических исследований разрабатывает археолог; стоимость, сроки и порядок ведения работ в зависимости от выявленных конкретных условий (прежде всего, площади исследований и мощности слоя) значительно варьируют. Применение той или иной методики обосновывается в разрабатываемом археологом разделе проектной документации, обосновывающем меры по обеспечению сохранности объекта культурного (археологического) наследия (вариант: проекте организации спасательных археологических исследований). Указанная документация проходит согласование регионального органа охраны объектов культурного наследия путем историко-культурной экспертизы.

 

2 этап. Историко-культурная экспертиза

Выполняется экспертом, аттестованным Министерством культуры России. В Вологодской обл. среди аттестованных в качестве экспертов специалистов археологом является Александр Валерьевич Суворов, заместитель директора ООО НИЦ «Древности Севера»[15]. К работе в регионе может быть привлечен и любой другой аттестованный эксперт; актуальный список экспертов с их контактными данными и установленными для них объектами экспертизы публикуется на странице Департамента государственной охраны культурного наследия на сайте Министерства культуры Российской Федерации[16].

Согласно подпункту «ж» пункта 11(1) Положения, одним экспертом экспертиза проводится в отношении ряда наиболее распространенных объектов, в том числе:

«д) земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае если федеральный орган охраны объектов культурного наследия и орган охраны объектов культурного наследия субъекта Российской Федерации (далее – органы охраны объектов культурного наследия) не имеют данных об отсутствии на указанных землях объектов археологического наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов археологического наследия;

е) документация, за исключением научных отчетов о выполненных археологических полевых работах, содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ;

ж) документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия»[17].

Подготовленный экспертом акт государственной историко-культурной экспертизы имеет вид файла формата PDF, заверенного электронно-цифровой подписью эксперта. PDF-файл акта вместе с PDF-файлом документации (в соответствии с которой определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия на земельном участке; либо раздела проектной документации, обосновывающего меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия или проекта организации спасательных археологических исследований) на электронном носителе (как правило, компакт-диск) с сопроводительным письмом заказчика экспертизы направляется в региональный орган охраны объектов культурного наследия (в Вологодской обл. – Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области) для согласования. Срок прохождения согласования в региональном органе охраны объектов культурного наследия определен ст. 29 и 30 «Положения о государственной историко-культурной экспертизе». В течение 5 рабочих дней со дня получения акта (заключения) экспертизы оно должно быть размещено для общественного обсуждения на официальном сайте органа охраны объектов культурного наследия в сети интернет. Затем орган охраны объектов культурного наследия обязан рассмотреть все предложения, поступившие в электронной или письменной форме в течение 15 рабочих дней со дня размещения заключения экспертизы. В течение 10 рабочих дней со дня окончания общественного обсуждения на официальном сайте органа охраны объектов культурного наследия должна быть размещена сводка предложений, поступивших во время общественного обсуждения заключения экспертизы, с указанием позиции госоргана. По результатам рассмотрения заключений экспертизы, прилагаемых к нему документов и материалов, а также предложений, поступивших во время общественного обсуждения, орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о согласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы, или несогласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы, выдавая заказчику экспертизы соответствующее письмо. Таким образом, рассмотрение акта экспертизы органом охраны объектов культурного наследия занимает от 22 до 45 календарных дней.[18]

Стоимость подготовки экспертом акта историко-культурной экспертизы (земельного участка; либо документации, в соответствии с которой определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия на земельном участке; либо раздела проектной документации, обосновывающего меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия или проекта организации спасательных археологических исследований) на основании предоставленного заказчиком работ отчета о выполненных археологических исследованиях (см. этап 1) составляет от 10 до 40 тыс. руб. в зависимости от сложности участка (обоснование стоимости – договор-аналог). Оплата может быть произведена по договору подряда с физическим лицом, или (в случае выполнения экспертом ещё и полевых археологических работ) – по договору с ООО НИЦ «Древности Севера».

 

При планировании сроков работ необходимо учитывать следующую обоснованную выше минимальную протяженность их этапов:

1) заказ археологом открытого листа в Министерстве культуры РФ (30 календарных дней с момента подписания оферты или договора); параллельно могут быть выполнены предварительные историко-архивные исследования;

2) полевые археологические исследования – разведки (1–10 дней, в зависимости от объема и сложности);

3) составление краткого научного отчёта и подготовка на его основе акта историко-культурной экспертизы (3–10 дней, в зависимости от объема и сложности);

4) прохождение акта историко-культурной экспертизы через процедуру общественного обсуждения на сайте регионального органа охраны памятников с выдачей соответствующего письма (не менее 15 рабочих, т.е. не менее 22 календарных дней).

 

 

Примечания

[1] Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/

[2] Постановление Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе» http://base.garant.ru/195985/#ixzz51KfCp5dR

[3] Письмо заместителя министра культуры Российской Федерации от 03.08.2017 г. № 236-01.1-39-ОР. https://www.mkrf.ru/documents/236-01-1-39-or-/

[4] http://okn.gov35.ru/deyatelnost/informatsionnye-sistemy/

[5] Правила выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов культурного наследия. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2014 г. №127 (с изменениями и дополнениями от 17.06.2016 г.). П. 12. http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-20022014-n-127/

[6] Положение о порядке проведения археологических полевых работ и составления научной отчетной документации (утверждено постановлением Бюро Отделения историко-филологических наук Российской академии наук от 27.11.2013 г. № 85). http://www.archaeolog.ru/media/2014/polozhenie_opi_v0915.pdf

[7] Региональный специально уполномоченный государственный орган охраны объектов культурного наследия – Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области. 160000, г. Вологда, ул. Герцена, 37. http://vologda-oblast.ru/vlast/ispolnitelnaya_vlast/komitet_po_okhrane_obektov_kulturnogo_naslediya_vologodskoy_oblasti/o_organe/

– приемная: (8172) 23-00-93 (доб. 1851) okn.vo@gov35.ru

– консультант (объекты археологического наследия, историко-культурная экспертиза) Тихова Светлана Владимировна (8172) 23-00-97 (доб. 1845) TikhovaSV@gov35.ru

– главный консультант Русанов Даниил Николаевич (8172) 23-00-97 (доб. 1842) RusanovDN@gov35.ru

– председатель: Кукушкина Елена Николаевна (8172) 23-00-97 (доб. 1851) KukushkinaEN@gov35.ru

[8] Письмо заместителя министра культуры Российской Федерации от 02.11.2016 г. № 337-01-39-НМ. http://pravo.roskultura.ru/documents/1212786

[9] Сборник цен на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры. М., 1991 (СЦНПР-91). http://meganorm.ru/Index2/1/4293777/4293777019.htm

[10] Письмо Министерства культуры РФ от 13.10.1998 № 01-211/16-14. http://ipravo.info/russia2/zakon48/051.htm

[11]Письмо Министерства культуры РФ от 20.12.2011 № 107-01-39/10-КЧ. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70032198/

[12] П. 3.17 Положения о порядке проведения археологических полевых работ и составления научной отчетной документации (утверждено постановлением Бюро Отделения историко-филологических наук Российской академии наук от 27.11.2013 г. № 85). http://www.archaeolog.ru/media/2014/polozhenie_opi_v0915.pdf

[13] http://docs.cntd.ru/document/446246488

[14] http://www.pravo.gov35.ru/Law/SearchResult?DatePub=17.11.2017

[15] «Об утверждении статуса аттестованного эксперта по проведению государственной историко-культурной экспертизы». Приказ Министерства культуры Российской Федерации № 983 от 05.05.2016. https://www.mkrf.ru/documents/prikaz-ministerstva-kultury-rossiyskoy-federatsii-ot-5-maya-2016g-983/

Объекты экспертизы, установленные для эксперта А.В. Суворова приказом:

– выявленные объекты культурного наследия в целях обоснования целесообразности включения данных объектов в реестр;

– земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия;

– документы, обосновывающие включение объектов культурного наследия в реестр;

– документы, обосновывающие исключение объектов культурного наследия из реестра;

– документация, за исключением научных отчетов о выполненных археологических полевых работах, содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ;

– документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в настоящей статье работ по использованию лесов и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия.

[16] Эксперты по проведению государственной историко-культурной экспертизы // Аттестация экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы // Министерство культуры Российской Федерации (сайт). https://www.mkrf.ru/about/departments/departament_gosudarstvennoy_okhrany_kulturnogo_naslediya/activities/409746/

[17] Положение о государственной историко-культурной экспертизе (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. № 569). П. 11(1), пп. «ж».

[18] Примеры заключений (актов) государственной историко-культурной экспертизы и документации – в разделе «Заключения государственной историко-культурной экспертизы» сайта Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области: http://vologda-oblast.ru/vlast/ispolnitelnaya_vlast/komitet_po_okhrane_obektov_kulturnogo_naslediya_vologodskoy_oblasti/zaklyucheniya_gosudarstvennoy_istoriko_kulturnoy_ekspertizy/

 

 

Документы

Стоимость археологических разведок, 1 шурф (зимой)

Скачать (PDF, 78KB)

 

Стоимость археологических разведок, 1 шурф (летом)

Скачать (PDF, 78KB)

 

Стоимость археологических разведок, 2 шурфа (зимой)

Скачать (PDF, 78KB)

 

Стоимость археологических разведок, 2 шурфа (летом)

Скачать (PDF, 78KB)

 

Стоимость археологических разведок, 3 шурфа (зимой)

Скачать (PDF, 79KB)

 

Стоимость археологических разведок, 3 шурфа (летом)

Скачать (PDF, 79KB)

 

Стоимость археологических разведок, 4 шурфа (зимой)

Скачать (PDF, 79KB)

 

Стоимость археологических разведок, 4 шурфа (летом)

Скачать (PDF, 79KB)

 

Стоимость археологических разведок, 10 шурфов (зимой)

Скачать (PDF, 79KB)

 

Стоимость археологических разведок, 10 шурфов (летом)

Скачать (PDF, 79KB)

 

Стоимость мероприятий историко-культурной экспертизы

Скачать (DOCX, 50KB)

 

Перечень археологов Вологодской области

Скачать (DOC, 42KB)