2014-09-30 16-35-37 Скриншот экрана

 

В ноябре 2013 года стартовал проект «Система информирования об объектах культурного наследия Вологодской области»: на исторических зданиях стали появляться таблички с qr-кодами. О том, какие возможности предоставляет проект горожанам и туристам, а также о первых результатах проекта рассказывает директор ООО Научно-издательский центр «Древности Севера» Марина Васильева.

Марина Викторовна, в чем суть проекта «Система информирования об объектах культурного наследия»? Каковы его цели и задачи? Какую пользу проект должен принести вологжанам и гостям региона?

Суть проекта, название которого говорит само за себя, в создании именно системы информирования. Мы создаем базу сведений о памятниках истории и культуры, пытаясь охватить прежде всего те, которые стоят на учете в органах охраны памятников. По мере реализации проекта на объектах появляются информационные таблички. На них, помимо полагающейся по закону информации о памятнике, есть qr-код (от английского quick response – быстрый отклик), который представляет собой читаемую смартфоном ссылку на статью о конкретном объекте, размещенную на сайте qr35.ru.

Надеемся также, что, информируя население – собственников и арендаторов, горожан и туристов – о статусе объектов, мы содействуем охране памятников истории и культуры Вологодской области: ведь зачастую отсутствие таблички на доме может служить оправданием для лица, повредившего или уничтожившего его. И наконец, система информирования способствует развитию туризма: она дает туристам в руки хороший инструмент, позволяющий самостоятельно, в удобном для них режиме знакомиться с достопримечательностями.

Хотя главное в системе – не таблички, а сайт, о табличках следует сказать отдельно. В Вологде, в отличие от многих других подобных городов, табличками с информацией о статусе памятника, стоящего на государственной охране, снабжены почти все памятники, но вопрос их замены актуален, и вот почему. Имеющиеся таблички зачастую уже не соответствуют новым требованиям законодательства. На табличке должны быть герб региона, название памятника, дата его постройки, указание на статус объекта (федерального или регионального значения), информация о том, что объект охраняется государством, и о том, что его повреждение влечет за собой административную или уголовную ответственность. Таблички утверждаются в Департаменте культуры, туризма и охраны объектов культурного наследия Вологодской области, их размещение согласуется с собственниками или арендаторами. Те таблички, которые размещаются на памятниках в рамках проекта «QR-35», не только соответствуют требованиям законодательства, но и содержат qr-код.

Есть ли сведения о том, как подобные проекты развиваются в других регионах России?

Вообще идея использования qr-кодов так или иначе реализуется в целом ряде городов, но проектов такого научного уровня, как наш, найти не удалось. Где-то весь город увешан табличками с кодами – ссылками на сайт предприятия или организации, располагающихся в этих зданиях. Или ссылка идет на статью о памятнике, уже где-то размещенную, а не написанную специально для специализированного ресурса. Сегодня в тех городах, где пытаются развивать подобные проекты, уже ссылаются, в частности, и на наш опыт.

Проект – пример государственно-частного партнерства. Кто выступил его инициатором, как сложилась команда участников?

Инициатором проекта выступил Департамент культуры, туризма и охраны объектов культурного наследия Вологодской области – орган охраны памятников в нашем регионе. Научное наполнение и техническая реализация полностью осуществляются научно-издательским центром «Древности Севера», на наших плечах также поиск партнеров и источников финансирования. Научными партнерами проекта являются музеи Вологды, Великого Устюга, Череповца и Тотьмы, Вологодский государственный университет. Очень важна поддержка администраций городов, в которых проект реализуется.

Главный наш финансовый партнер – оператор сотовой связи Теле2 (Вологодский филиал ОАО «Санкт-Петербург Телеком»). Эта компания, активно развивающая социальное направление работы, сразу откликнулась на наше приглашение сотрудничать и профинансировала большую часть работ по подготовке информации, размещению ее на сайте, изготовлению и установке табличек в Вологде, Череповце и Устюге. «Точечно» подключаются к проекту – к сожалению, пока это только единичные примеры – и другие предприятия бизнеса. В Вологде это ОАО «Источник» на ул. Мира, 14, ООО «Производственно-коммерческая фирма “Вологдаоблбыт”» на проспекте Победы, 5. Оба они располагаются в памятниках истории и культуры и поддержали идею разместить на них таблички с qr-кодами. В Великом Устюге нашим партнером недавно стало ОАО «Дед Мороз», которое решило установить табличку на объекте культурного наследия по Советскому проспекту, 85.

Сайт проекта работает в тестовом режиме с ноября 2013 года. Насколько он востребован? Что можно сказать о первых результатах проекта?

Статистика показывает, что количество посещений сайта растет. С момента старта проекта зафиксировано около 30 тысяч просмотров сайта. Последние три месяца фиксируется более 500 уникальных посетителей ежемесячно. Отслеживаются заходы и через qr-коды, и по сети Интернет. Это важно: зайти на сайт можно, находясь в любом городе России или за рубежом, а не только, допустим, из Вологды, стоя перед конкретным домом с табличкой.

Что же посетители находят на страницах нашего ресурса? За время работы проекта на сайт загружено 39 статей об объектах культурного наследия региона с историческим и современными фотографиями, планами и чертежами. Нужно подчеркнуть, что информация на сайте достоверная: все статьи – результат серьезной работы наших авторов – профессиональных историков, архитекторов, краеведов, музейщиков. Для «Древностей Севера» это привычная работа: наш научно-издательский центр существует более 20 лет, и за это время нами выпущено около 50 книг краеведческой тематики. Наши авторы работают в архивах и музеях, изучают и уточняют паспортную документацию памятников. Плодом серьезной работы являются также сама структура статей, структура и дизайн сайта, который существует в русской и английской версиях. На сайте есть система поиска по пяти признакам – названию района, статусу, виду объекта, датировке, материалу постройки.

Таблички с qr-кодами установлены на 36 объектах культурного наследия Вологды, Великого Устюга и Череповца. Помимо табличек на существующих зданиях, устанавливаются стенды с кодами. В августе этого года у памятника 800-летию Вологды был установлен стенд, посвященный Вологодскому городищу, месту основания города, памятнику археологии федерального значения (установка этого стенда профинансирована Департаментом культуры). Среди вологодских памятников с табличками – семь объектов деревянного зодчества, сохранение которого – чрезвычайно актуальная сегодня тема.

Расскажите об интересных фактах, обнаруженных при подготовке статей.

Один из ярких примеров – дом Юшина в Вологде. Это здание на Советском проспекте, 14, в котором до недавнего времени располагалась областная детская библиотека. Дом был поставлен на учет как памятник истории: считалось, что в 1880-х годах дочери хозяина, Якова Яковлевича Юшина, принимали здесь в гостях известных революционеров, в том числе Лопатина, переводчика «Капитала». Но в документах обнаружилось несоответствие по датам: оказалось, что дом перешел в собственность Я. Я. Юшина лишь в середине 1890-х. В результате изысканий выяснилось, что Яковов Яковлевичей было два – отец и сын, и именно сын приобрел этот дом в 1893 году, а встречи революционного кружка происходили на другой стороне площади, в доме Юшина-отца, которого сейчас уже нет. То есть обнаружилась ошибка, возможно, именно благодаря которой дом сохранялся и реставрировался в советское время.

Интересно и то, что нынешний архитектурный облик дома Юшина тоже является результатом недоразумения. В 1970-х годах, перед тем как передать библиотеке, дом реставрировали, причем пытались воссоздать в изначальном варианте. Было известно, что в конце XIX века он был сильно перестроен. Реставраторы нашли места крепления опор колоннады, и она была восстановлена. Однако краеведом Игорем Ворониным был обнаружен документ, содержащий сведения о ремонте дома предыдущим владельцем. Судя по этому документу, в период существования колоннады дом был одноэтажным, а не двухэтажным, как сейчас. То есть после реставрации дом предстал не в своем первоначальном облике, а таким, каким он никогда не был.

Еще один интересный объект – дом Соковикова на Советском проспекте, 20, где, как считается, жил поэт Константин Батюшков. Однако, работая над историей другого дома, сотрудник нашего центра Андрей Меньшиков выяснил, что вероятность того, что он там действительно жил, равняется примерно 30%. Профессор Череповецкого университета Римма Лазарчук в свое время установила, что Батюшков провел 10 лет жизни в доме, принадлежавшем священнику П. Василевскому. Но она начала изучать историю этого дома с 1830-х годов, а недавно в архиве обнаружились документы, свидетельствующие, что Василевский с конца 1820-х годов владел по крайней мере двумя домами, а точных сведений о том, в каком из них жил Батюшков, нет…

Памятники, о которых, казалось бы, всё известно, тоже могут преподнести сюрпризы. Так, например, вновь встал вопрос об авторе проекта колокольни Вологодского кремля. Всегда считалось, что им был тогдашний губернский архитектор Владимир Шильдкнехт: его виза стояла на проектной документации. Но еще в начале 1990-х годов были опубликованы сведения, на которые тогда не обратили внимания: есть документ, подтверждающий, что деньги за проект колокольни получил предыдущий губернский архитектор, Александр Иваницкий, который к тому времени перешел на более высокую должность – стал губернским инженером.

Можно привести много примеров, когда в ходе работы над материалами проекта дома обретают имена – по имени своих бывших владельцев. По паспортам многие объекты проходят как жилые или торговые дома, без какой-либо истории, с описанием только архитектурных особенностей. Самый яркий пример – дом на Проспекте Победы, 5, где в августе этого года установлена табличка с кодом. Это не просто «торговый дом XIX – начала ХХ века», как многие памятники в центре Вологды, а «торговый дом Бакланова». «Обезличивание» истории в советский период отрицательно сказывается на ее восприятии, и восстановить эти сведения очень важно. Дом, с которым связана история конкретного человека и его семьи, более интересен, чем просто памятник архитектуры. Это может быть значимо и для потомков этих людей – ведь сейчас многие интересуются жизнью своих предков.

С какими проблемами пришлось столкнуться при реализации проекта?

Не всегда наши инициативы в рамках проекта встречают поддержку потенциальных партнеров. Размещению новой таблички может воспрепятствовать хозяин здания-памятника. Да, закон обязывает разместить такую информацию на фасаде дома, но если табличка есть, пусть уже и не соответствующая требованиям законодательства, собственники зачастую не видят необходимости ничего менять. Убедить их в том, что то, что мы предлагаем – это совсем другой уровень, как правило, очень трудно. Бывает, без энтузиазма встречают наши предложения и администрации муниципальных образований, где мы хотели бы поработать. Это при том, что проект не требует от них никаких финансовых вложений – только согласие. Но, поскольку памятников на территории области огромное количество, мы решили сначала работать с теми, кто готов к активному сотрудничеству. В Вологде, Великом Устюге и Череповце нас сразу поддержали, поэтому на многих памятниках этих городов уже установлены таблички. Желание подключиться к проекту выразило Тотемское музейное объединение. Они подали собственный аналогичный проект «Кольцо исторической памяти» на грантовый конкурс «Культурная мозаика» Фонда Елены и Геннадия Тимченко, выиграли грант и предоставили материалы, которые мы сейчас редактируем, для размещения на нашем сайте.

Для того чтобы начать готовить информацию об очередном памятнике или городе, нужно сначала найти средства, а их мы ищем сами. Это как раз и есть главная проблема – поиск финансирования. Помимо грантовой поддержки (а для этого еще надо выйти в число победителей в том или ином конкурсе),  здесь у нас два основных варианта – поддержка собственников зданий и поддержка бизнесменов, которые могут таким образом позиционировать себя как участников социальных проектов. И нам хотелось бы донести до них идею о том, что иметь на фасаде подобную табличку и вообще находиться в здании-памятнике – это и престижно, и выгодно. Информация такого рода привлекает внимание, перед табличкой с кодом люди останавливаются – а это дополнительное внимание к предприятию или организации, которые располагаются в этом доме. Если говорить о центре Вологды, то почти все здания там занимают магазины или кафе, которые заинтересованы в привлечении как можно большего числа посетителей. Кроме того, люди будут видеть, что владелец заведения – человек, неравнодушный к истории города, думающий о развитии туризма. Администрация города поддерживает нас, рекомендует собственникам и арендаторам размещать на зданиях таблички с кодами. Сейчас идет реализация проекта «Насон-город», суть которого – в обращении к историческим сюжетам. Рекламу и витрины магазинов предполагается оформить в историческом ключе, и здесь собранная и проверенная нами информация могла бы быть очень полезной.

Каковы дальнейшие планы работы по проекту?

Главное – включение в проект новых объектов и охват как можно большего числа населенных пунктов Вологодской области. В ближайшее время 34 информационные надписи с qr-кодами будут установлены в Тотьме – 26 на средства гранта, и еще 8 профинансирует Теле2. Причем 18 информационных надписей разместятся на табличках, установленных на ныне существующих объектах культурного наследия, а остальные 16 – на стендах с информацией о ранее существовавших, но не сохранившихся до наших дней тотемских храмах. Возможно, следующим будет Белозерск: Белозерский областной краеведческий музей чрезвычайно заинтересован в сотрудничестве с нами. Продолжим поиск новых партнеров среди частных фирм. В будущем планируем разместить на сайте аэропанорамы городов и наземные 3D-панорамы объектов культурного наследия.

Автор статьи: Светлана Гришина

Оригинал статьи на сайте Cultinfo: “Читать город как открытую книгу: диалог с историей через qr-коды”